Тема: Тембр – «музыкальные краски»
Цель занятия: создание условий для осмысленного и эмоционального восприятия «тембр»
Задачи занятия:
Воспитательная:
- воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
- совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;
- воспитывать художественный, музыкальный и эстетический вкус.
Развивающие:
- развивать музыкально-творческие способности, эмоциональное восприятие, внимание, музыкальный слух, мышление, память.
Предметные компетенции
. расширять представления о тембре как средстве музыкальной выразительности
. обогатить знания о тембровых особенностях музыкальных инструментах
. учиться вслушиваться в темброво-живописную красоту музыки
Оборудование: фортепиано, компьютер.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Открытие занятия:
- объясните выражение «Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит» Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель,
слышится напев скрипки или переливы арфы – любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.
- Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр
- Музыкальные тембры можно сравнивать с красками в живописи
- Тембр помогает «увидеть» музыкального героя
- Музыка неотделима от тембра
Как палитра у художника, так и звуки музыкальных инструментов разнообразны и красочны. Все мы слышим как звучит фортепиано, мы
узнаем его по тембру. Вот и сегодня мы услышим как звучат наши произведения, которые исполним, на других инструментах. Попробуй угадать инструмент, а может это целый оркестр? Итак, начинаем свой небольшой концерт.
1. Ашихмина Варя ученица 2 класса исполнит «Тему Паганини» И. Берковича.
В 6 лет Никколо Паганини первый раз взял в руки скрипку, после чего он практически не расставался с ней. Очень быстро освоил этот музыкальный инструмент и начал сочинять прекрасные произведения. В скором времени он стал мировой легендой, о котором помнят спустя несколько веков. О его жизни ходят множество легенд, а многие считают, что он продал душу самому дьяволу в обмен на свой талант. И только юная девушка с изумительным голосом знала о чувствах великого Паганини, которые он передавал с помощью музыки, ведь она была любовью всей его жизни.
2. Жаким Жулдыз ученица 4 класса «Мелодию» А. Рубинштейна.
В сфере фортепианной музыки Рубинштейн ярко воплощал явление 19 веком – эпохой романтизма, эпохой фортепиано, виртуозов,
гастролёров: это был композитор- пианист. Рубинштейн стал первым композитором, в творчестве которого сочинения для фортепиано заняли одно из ведущих мест. Неоднократно было замечено, что фортепианный стиль композитора отражал прежде всего певучую манеру игры. Мелодизм выступает коренной чертой музыкального мышления. Не случайно многие прямо называют «Романс» или «Мелодия». Уже в начале 1850-х годов приобрела широчайшую популярность и стала как бы «эмблемой» композитора. «Мелодия» сохраняет очарование благодаря интенсивности лирического высказывания.
3. Волкова Валерия ученица 5 класса «Прелюдию» И. Баха.
Прелюдия До-мажор открывает клавир и она же наиболее известна и популярна. Если остальные части ХТК знакомы далеко не всем, то его Прелюдию До-мажор не слышал разве что только глухой или же совсем дремучий человек. ХТК, как и большая часть произведений Баха, несёт в себе глубокое философско-религиозное содержание. Его первая часть символизирует евангельский сюжет Благовещения – сообщение архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о предстоящем зачатии от святого духа. От этого сюжета оттолкнулся и Ф.Гуно, создав свою столь же бессмертную, как и прелюдия Баха, «Аве Марию». Которую наверняка знают уже и глухие и совсем темные тоже.
4. Суханова Наталья ученица 2 класса. Д. Штейбельт. « Адажио».
Число изданных произведений немецкого композитора весьма велико. Были напечатаны концерты для фортепиано, квартеты, квинтеты,
трио и много др. соч. Особенно был известен концерт №3 для фортепиано с оркестром. Всем пианистам известно его знаменитое «Адажио». Эта маленькая пьеска сумела сохраниться в репертуаре ДМШ и переходит из поколения в поколение. Это тем более удивительно, что Штейбельт почти не писал медленные произведения.
А теперь задание на ваш слух и внимательность. Эти произведения будут звучать в разном исполнении и на других инструментах.
Узнаешь ли ты их?
(звучат в записи музыкальные произведения)
Дадим характеристику звучанию инструментов, которые вы услышали.
Изменилась ли мелодия?
(ответы)
Изменился тембр (окраска звука )
Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит. Поёт ли человеческий голос или слышится напев скрипки – любой из этих звуков
входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.
Занятие подошло к концу. Хорошей вам музыки, многоцветности ее тембров.